В Кабинетной школе я, вожатая, уже несколько лет веду работу по программе «В мире русской народной культуры» в 1-4-х классах и «Культура – основа человечества» в 5-7-х классах.
Этот выбор сделан не случайно. Народная культура – основа национальной культуры, поэтому логично начать знакомство ребенка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и поэтому интересен для детей.
Кроме этого с народной медициной, народной кухней ребята встречаются и в повседневной жизни. Привлекателен и языковой аспект. В то время как в повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительно, произведения фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтической речи.
Изучение народной культуры (особенно подготовка и участие в театрализованных праздничных действиях, в работе мастерских) не только способствует развитию, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива. Привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребенку стать активным участником игры и попробовать себя в разных ролях.
Цель этих программ: ввести детей в мир народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа. Программы включают в себя основные вопросы по всем направлениям деятельности учащихся в жизни, таким, как культура поведения в обычных и экстремальных ситуациях, укрепление здоровья, самообразование и самовоспитание нравственных и творческих качеств, общий кругозор, семейные отношения, увлечения, религия.
Программа для 1-4-х классов реализуется через игру-путешествие, предметом изучения которой является: нравственность, патриотизм, эстетика. Игра рассчитана на 4 года и делится на два этапа:
I этап – создание и сплочение коллектива, создание атмосферы для формирования коллектива;
II этап - превращение созданного коллектива в инструмент массового воспитания.
В начале года обучающимся выдается карта и объясняется маршрут путешествия, каждая параллель имеет свой сюжет, например: «В гостях у матушки Природы», «Зима на мороз, мужик за праздники», «Какову дружбу заведешь, такову и жизнь проведешь» и т.д.
В конце каждой параллели проходит итоговое ключевое мероприятие «Добрый конец – всему делу венец». На этом мероприятии подводили итоги года, награждали лучших и отличившихся обучающихся и, конечно, самые яркие и интересные моменты года. На этом мероприятии торжественно переходили в следующую параллель.
Программа для 5-7-х классов является главным переходом из одной игры в другую, ярким продолжением целенаправленной воспитательной системы. Структура игры рассчитана на 1 учебный год и девять ступеней, которые нужно пройти и попасть в родословный замок культуры. На этом этапе повторение дел и ситуаций, признанных коллективом, рождает традиции, коллективные привычки. На этом этапе мы все овладеваем приемами коллективного творчества. Так, благодаря этим программам, в школе стали традиционными творческие поздравления к праздникам. Дети готовят поздравления учителям, родителям, друг для друга.
Также традиционными стали творческие конкурсы к праздникам осени, Новому году. Хочется отметить, что традицией стали совместные мероприятия и вечера с родителями, бабушками и дедушками. Особой популярностью пользуются январские посиделки и ярмарки добрых дел. На них встречаются разные поколения и делятся друг с другом знаниями о традициях, гаданиях, песнях, играх и т.д.
Благодаря этим программам , повысилась активность детей и их родителей, потому что найдена точка соприкосновения – культура. Также, благодаря реализации этих программ, в школе была создана комната народного творчества. В ней мы смогли совместить творчество детей, родителей и бабушек – творчество трех поколений. Теперь эта комната служит нам замком культуры, где проводится итоговое дело. Содержание комнаты помогает в проведении классных часов и мероприятий.
В планах дальнейшего развития расширение возможностей этих программ, привлечение источников дополнительного развития, пополнение комнаты народного творчества работами разных поколений.
Страничку подготовила вожатая МОУ Кабинетной СОШ - Симанович Татьяна Николаевна.
Все экспонаты были собраны детьми нашей школы в ходе проведения конкурса, организатором которого была наша вожатая: энергичный, творческий, целеустремленный, жизнерадостный человек - Симанович Татьяна Николаевна. |
|