ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
ОБУЧАЮЩИЙСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
ИНВАЛИД (ДО 18 ЛЕТ – РЕБЕНОК-ИНВАЛИД) – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
· Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, лицаu после кохлеарной имплантации).
· Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие).
· Дети с нарушением речи.
· Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
· Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
· Дети с задержкой психического развития.
· Дети с расстройством аутистического спектра.
· Лица с комплексными нарушениями психофизического развития, с такu называемыми сложными дефектами (слепоглухие, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Статус обучающегося с ОВЗ обязательно должен быть подтвержден психолого-медикопедагогической комиссией, в том числе и для лиц с инвалидностью. Лица с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако не все инвалиды могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Категория «Обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования. У слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид. Не каждому инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, лицо с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите). Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой человек получает статус «инвалид» (есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).
ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» В ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ВКЛЮЧАЕТ:
Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования. К ассистивным технологиям (от англ. assistive technologies) относятся устройства, программные и иные средства, использование которых позволяет расширить возможности обучающихся с особыми образовательными потребностями в процессе приема информации, их адаптации к условиям жизни и социальной интеграции. Например, для обучающихся с нарушением слуха используют звукоусиливающую аппаратуру, специализированную (брайлевскую) компьютерную технику для слепых обучающихся, лупы, проекционные увеличивающие аппараты для слабовидящих обучающихся, специальная программируемая клавиатура для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и т.д.
ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» В ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ВКЛЮЧАЕТ:
Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. В образовательной организации должна быть обеспечена возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них. Например, входные группы должны быть достаточной ширины для проезда инвалидной коляски и оборудованы пандусом или подъемным устройством, со специальными ограждениями. При входе в школу обязательно наличие вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Для слепых обучающихся обеспечивается допуск в школу собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение. Для обучающихся с нарушением слуха в школе применяются световые сигналы, которые дублируют звуковые (начало и конец урока, пожарная тревога) и т.д.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства, мы используем предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы, CD/DVD-диски, диапозитивы. При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока; наглядность должна быть эстетически выполнена; наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии илидемонстрационномустройстве.Кпроведениюдемонстрацийпредъявляютследующие требования: демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты. Рационально сочетается компьютерная техника, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивается значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.
В школе используются следующие средства обучения и воспитания:
Печатные
(учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии и, ит.д.);
Визуальные(зрительные):
- таблицы по истории, биологии, географии, физике, математике, русскому языку, английскому языку, литературе, технологии, химии, начальным классам;
- карты по истории и географии;
- картины по русскому языку, литературе;
- портреты по всем учебным предметам;
- натуральные объекты по биологии;
- модели, муляжи по биологии, географии, математике, физике, начальным классам;
- лабораторное оборудование по физике, химии, биологии.
Механические визуальные приборы:
- микроскоп
- телескоп
- фотоаппарат
- видеокамера
Аудиальные (слуховые):
- магнитофоны
- музыкальный центр
- наушники
- микрофон
Аудиовизуальные(зрительно-слуховые):
- звуковые фильмы
Средства, автоматизирующие процесс обучения:
- компьютеры;
- мультимедийное оборудование;
- интерактивная доска
- проекторы
Словесные
- учебники
- художественная литература
- словари
- учебные пособия
- другая необходимая литература
О средствах воспитания
Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия: 1) с данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника; 2) информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме; 3) объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.
1. Общение как средство воспитания
а) непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося, индивидуальные беседы;
б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника,а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным
образом сориентироваться.
в) классные часы ,школьные праздники и мероприятия.
2. Учение как средство воспитания
Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на учащихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе.
Эффективность воспитательного воздействия учения значительно повышается, когда на урокепрактикуетсятакназываемаясовместнаяпродуктивнаядеятельностьшкольников. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети: а) выясняют условия совместного выполнения задания; б) организуют его взаимное обсуждение; в)фиксируют ход совместной работы; г)обсуждают полученные результаты; д) оценивают успехи каждого; е) утверждают самооценки членов группы; е) совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания; ж) проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.
Совместная деятельность школьников становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками.
Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности школьников повышаются при следующих условиях: 1) в ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости; 2) она должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей; 3) социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот); 4) совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других детей и «сорадованием» их успехам.
3. Труд как средство воспитания
Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том ,что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через
- дежурство по классу, школе
- работа на пришкольном участке
- летняя трудовая практика
- выполнение трудовых поручений
4. Игра как средство воспитания
Используется как в урочной так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения разного рода игр:
- организационно - деятельностные;
- соревновательные;
- сюжетно-ролевые
- спортивные
- дидактические