Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Методическая копилка

 

Методическая копилка

   
Средства обучения и воспитания

   Средства обучения и воспитания  — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

 

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения и воспитания на следующие виды:

·        Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал)

·         Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии) 

·         Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)

·         Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)

·         Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)

·         Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.)

·         Тренажеры и спортивное оборудование.

Общая дидактическая роль средств обучения

    Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Термином multimedia (что в пеpеводе с английского означает «многосpедность») опpеделяется инфоpмационная технология на основе пpогpаммно-аппаpатного комплекса, имеющего ядpо в виде компьютеpа со сpедствами подключения к нему аудио- и видеотехники. Мультимедиатехнология позволяет обеспечить пpи решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с тpадиционными для нашего воспpиятия средствами пpедставления звуковой и видеоинфоpмации, для синтеза тpех стихий (звука, текста и гpафики, живого видео).

Принципы использования средств обучения

·         учет возрастных и психологических особенностей обучающихся

·         гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях

·         учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.)

·         сотворчество педагога и обучающегося

·         приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Развитие средств обучения в современной школе (средней общей и профессиональной) определяется общим развитием учебной техники. Появление интерактивных досок, кодоскопов (графопроекторов), компьютерной техники, новейших средств воспроизведения цифровых носителей, развитие сети Интернет в образовательных учреждениях сильно изменило и требования к разработке средств обучения. Подключение в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2007 годах общеобразовательных учреждений к сети Интернет потребовало ускорить пополнение образовательных интернет-ресурсов и актуализировать весь арсенал средств обучения. Одной из задач современной дидактики в России является использование потенциала средств доставки и учебной техники в использовании средств обучения.

 

 С появлением компьютеров в школе и в связи с тем, что многие учителя прошли курсы повышения квалификации по применению компьютерных технологий (в нашем ММЦ и дистанционно в ОБЛЦИТе) в  школе стали проходить интересные, нетрадиционные уроки с примением ИКТ-технологий. 

  Полезные ссылки

 
Информационно-образовательные ресурсы:
 

- Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

- Федеральный портал "Российское образование"

- Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

 - Вопросы Интернет образования

- "Дискуссионный клуб Минобрнауки России"

- Федеральный государственный образовательный стандарт

- Банк Интернет-портфолио учителей 

- Учительский портал

- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

- Издательский дом «Первое сентября»
- Сеть творческих учителей

- "Открытый класс" - образовательные сообщества

- Про Школу ру - бесплатный школьный портал 

 

Для школьников:

Образовательные ресурсы Интернета школьникам и студентам
Первое сентября
Образовательный портал Учеба
Школьный образовательный портал S-cool
Образовательные ресурсы Интернета школьникам и студентам
Школы в Интернет
Российское школьное образование в сети Интернет
Всероссийский интернет-педсовет

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"